Две недели назад прочитал "Яндекс.Книгу" - реальную историю "Яндекса" от её создателей. Книга очень увлекла, хотя после аннотации на сайте издательства "Манн-Иванов-Фербер" я ожидал более спокойного чтения. Мне казалось, что это должно быть что-то подобное книге о фейсбуке, которую я так и не дочитал, остановившись где-то чуть дальше середины. Я очень рад, что ошибся. Книга Дмитрия Соколова-Митрича оказалось совсем не такой.
“Яндекс.Книга” - это не история стартапа в привычном понимании. Это, скорее, кусочки жизни многих людей, которые тем или иным образом причастны к тому, что “Яндекс” стал компанией с многомиллиардной капитализацией. По стечению обстоятельств или по неумолимой прихоти судьбы случилось так, что эти кусочки сложились в красивый пазл невероятной сложности и красоты. Может быть, потому книга так затягивает. Торжество интеллекта, свободное от нефтяных магнатов и теневых спонсоров. Так приятно, когда победителями становятся порядочные люди, которые по-настоящему хотят сделать мир лучше. Настоящая мелодрама с хэппи-эндом.
"Яндекс.Книга" свободна от стереотипов, подобно людям, о которых рассказывает. Это касается представления информации. Сначала непривычно читать книгу, построенную таким образом. Но очень быстро сознание, привыкшее к пестрой мозаике интернет-порталов и новостных лент, адаптируется к повествованию в виде поисковых выдач, и оторваться от чтения становится почти невозможно.
История "Яндекса" – это история успеха отличников-идеалистов, людей, которые продолжают считать, что хороший парень – это профессия! Я сам был таким довольно долго. Увлечённо занимался изучением компьютерных наук, копался в справках не хуже настоящего ученого. И да – это дало свой результат. Но потом… Потом пришлось свернуть в сторону материальных благ, и вера в светлые идеалы несколько ослабла...
Поэтому я рад, что мне попалась эта книга. Я очень завидую этой атмосфере наукограда, которую создатели Яндекса сумели сохранить. Да что там - не только сохранить, но и получить совершенно выдающиеся результаты!
Мне бы хотелось работать в такой компании. И необязательно, чтобы это был именно "Яндекс". Книга даёт мощный импульс веры в свои силы, хочется бежать, открывать свой стартап, делать то, что любишь, чтобы мир стал лучше.
“Яндекс” – компания в самом первоначальном смысле этого слова. Сначала – маленькая такая компания. Потом – побольше, но все равно скромная такая компания.
А огромный такой секрет “Яндекса” заключается в том, что этого вполне достаточно, чтобы построить успешный бизнес. Не надо никакой скважины, залогового аукциона и административного ресурса. Достаточно ума, характера и таланта собранных в одном месте порядочных людей, готовых биться за свое дело до последней капли серого вещества. Клан позитивных. Добропорядочная мафия. Семья единомышленников.
А теперь, чтобы окончательно всех запутать, нужно сказать вот что. “Яндекс.Книга” – это книга вообще не про “Яндекс”, хотя более подробной и точной истории этой компании еще не написано. “Яндекс.Книга” – это ни разу не рецепт изготовления миллиарда долларов, хотя многих она на это вдохновит. “Яндекс.Книга” – про то, как устроена новая, умная экономика, и про востребованный ею тип личности. Главный герой этой книги, который на букву “Я”,- лишь символ этих перемен, самый яркий пример того, как невероятно успешная компания вырастает из принципиально новой среды.
А огромный такой секрет “Яндекса” заключается в том, что этого вполне достаточно, чтобы построить успешный бизнес. Не надо никакой скважины, залогового аукциона и административного ресурса. Достаточно ума, характера и таланта собранных в одном месте порядочных людей, готовых биться за свое дело до последней капли серого вещества. Клан позитивных. Добропорядочная мафия. Семья единомышленников.
А теперь, чтобы окончательно всех запутать, нужно сказать вот что. “Яндекс.Книга” – это книга вообще не про “Яндекс”, хотя более подробной и точной истории этой компании еще не написано. “Яндекс.Книга” – это ни разу не рецепт изготовления миллиарда долларов, хотя многих она на это вдохновит. “Яндекс.Книга” – про то, как устроена новая, умная экономика, и про востребованный ею тип личности. Главный герой этой книги, который на букву “Я”,- лишь символ этих перемен, самый яркий пример того, как невероятно успешная компания вырастает из принципиально новой среды.
С огромным удивлением я прочитал, что оказывается, в России в 90-х годах делали 20-слойные печатные платы, в то время как в мире верхом технологий считались 6 слоёв. Мне даже стало обидно: на радиотехническом факультете Самарского государственного аэрокосмического университета, который я закончил в 1996 году, об этом не рассказывали.
В книге встречаются истории людей, фамилии которых были на слуху в далёких 90-х, когда я только начинал свою компьютерную карьеру. Давид Ян и история Lingvo, Дмитрий Завалишин, который, оказывается, не только dz-online, но и в значительной степени "Яндекс.Маркет". Евгения Завалишина с её трогательной историей. Ну в самом деле, кто бы мог так прямолинейно реализовать своё желание быть директором - в 18 лет зарегистрировать фирму и вписать в новенькую трудовую книжку заветную должность! А потом супруги Завалишины просто пришли в "Яндекс". Просто так, с улицы. И их взяли, потому что они - хорошие люди.
Хороший парень - это всё-таки профессия! Так считают в "Яндексе". Ставка на хороших людей оправдывает себя в долгосрочной перспективе.
Все серьёзные решения в "Яндексе" принимались исходя из идеалистических соображений о том, что нужно приносить пользу людям, делать мир лучше. Чем дальше в будущее ты смотришь, тем выгоднее тебе быть идеалистом.
Таким идеалистом была главный бухгалтер сначала CompTek, а затем "Яндекса" Лена Чебунина. По её словам, она впервые увидела книжку по бухучёту в метро по дороге на собеседование. Но это не помешало ей успешно работать. Потому что успех, как показывает опыт "Яндекса" и многих других компаний, определяется не только и не столько количеством прочитанных книжек или пятёрок в аттестате. Это что-то неуловимое. Может быть, тот самый идеализм, синдром хорошего парня...
Компетенции можно приобрести - при определенной доле упорства это не так уж и трудно (...). А вот базовые качества - характер, талант, мотивация - это то, что либо есть, либо нет.
Прошло уже две недели, как я прочитал "Яндекс.Книгу". Впечатления окончательно оформились, и теперь я точно знаю, для чего эта книга пришла в мою жизнь. Когда меня охватывает разочарование и я чувствую, что начинаю теряю веру в себя, в людей, достаточно открыть "Яндекс.Книгу" на случайной странице и прочитать пару-тройку абзацев. И знаете - весь негатив пропадает. Появляется мотивация. Снова начинаю замечать, что трава зелёная, солнце жаркое, а девушки - красивые. Снова верю в то, что можно сделать мир лучше, достаточно только очень сильно этого хотеть. Вот такой вот незапланированный эффект. Синдром хорошего парня, оказывается, очень заразная штука!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.