Всё-таки путешествовать очень полезно для общего развития. Взять, к примеру, Елабугу. Не поехал бы я в эту поездку, разве бы узнал столько всего про этот город? Что уж скрывать, кроме названия города о Елабуге я не знал совершенно ничего. Между тем город оказался очень интересным, красивым и достойным внимательного изучения. Елабуга - настоящий город-музей. Почти каждый дом в старой части города связан с какими-то историческими событиями, людьми, тайнами. Елабуга находится в числе всемирных ценностей, охраняемых ЮНЕСКО.
Сначала нас привезли на центральную площадь. Там к нам присоединился местный экскурсовод, Светлана Абдулхаевна Андарзянова.
С экскурсоводами нам в этот день везло – и Альфия, сопровождавшая нас из Нижнекамска, и Светлана Абдулхаевна – самые настоящие профессионалы, которые не только представили нам информацию, но и сделали это очень интересно. А это самое главное – если экскурсовод не умеет рассказывать, что рассказ превращается в нудное перечисление сведений, который разве что качественно погружает в глубокий сон. Так вот, наши экскурсоводы были полной противоположностью. Слушать их было удовольствием.
Марина Цветаева
Наше перемещение по Елабуге началось с посещение мемориала Марины Цветаевой. Я совсем поверхностно был знаком с творчеством этого поэта (как нам сказали, она очень не любила, чтобы её называли поэтессой). “Реквием” – в исполнении Аллы Пугачёвой (“… и будет всё, как будто бы под небом и не было меня…”), да ещё песня на её же стихи из фильма “Ирония судьбы или с лёгким паром” – “Мне нравится, что вы больны не мной”. Говорят, что когда Эльдар Рязанов снимал этот фильм, ему поставили условие: фамилия Цветаевой не должна появиться нигде, иначе фильм не увидит свет. Режиссёр исполнил это требование. Даже в семидесятых годах Цветаева находилась под неофициальным запретом.
Сначала мы посетили литературный музей Марины Цветаевой, где его сотрудник Константин очень подробно рассказал нам о жизни и творчестве поэта.
Стихи на стенах создают настроение. Некоторые строки особенно пронзительны.
Моим стихам, написанным так рано,А одно стихотворение, которое я прочитал позже, в купленном в качестве памятного сувенира сборнике стихов, заставило слёзы навернуться на глаза. Это стихотворение памяти, которое Марина написала после смерти младшей дочери…
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Именно его прочитал вслух Константин, и от этого у меня побежали мурашки по коже, потому что моё внимание привлекло именно оно.
Две руки, легко опущенные На младенческую голову! Были — по одной на каждую — Две головки мне дарованы. Но обеими — зажатыми — Яростными — как могла! — Старшую у тьмы выхватывая — Младшей не уберегла. Две руки — ласкать — разглаживать Нежные головки пышные. Две руки — и вот одна из них За ночь оказалась лишняя. Светлая — на шейке тоненькой — Одуванчик на стебле! Мной еще совсем непонято, Что дитя мое в земле. Первая половина апреля 1920
Вообще, судьба Цветаевой была нелёгкой, если не сказать трагичной. В нашей компании мы разошлись во мнениях. Некоторые считали, что ничего такого сверхтрудного она не испытала, и то, что она покончила с собой – это признак слабости, поступок, достойный только осуждения. Мне кажется, что сравнивать жизнь и переживания разных людей вообще некорректно. Потому что каждый человек совершенно по-разному воспринимает происходящее с ним и вокруг него. И то, на что один не обратит внимание, для другого может стать личной трагедией. Тем более, для такого глубоко эмоционального человека, каким была Марина Цветаева.
Да, безусловно, время было тяжёлое, и трудно тогда было не только ей. Но именно она сумела передать свои переживания в стихах, причём настолько сильных и искренних, что они цепляют за живое…
Цветаева прожила в Елабуге всего десять дней. После литературного музея мы посетили дом, где она провела это время.
Мы вышли из дома памяти с комком в горле. Было безумно обидно и горько, что гениальная поэтесса так закончила свою жизнь – повесившись на гвозде, сделанном хозяином дома, в котором она нашла приют… Стальная роза как раз отмечает место, где это произошло. А балка под потолком – та самая…
Портомойня
Следующим объектом, который мы посетили, была портомойня. Незнакомое название скрывало за собой всего лишь прачечную. Правда, не всё так просто. Прачечная была публичной. И в этой прачечной был водопровод, сделанный из стволов лиственницы. Водопровод в Елабуге появился на 40 лет раньше, чем в Казани.По городу
После портомойни мы проехались немного по городу, посмотрели на совершенно анекдотический памятник Ленину – крохотный бюстик на высоченном постаменте, сфотографировались у памятника связисту и почтальону.Потом посетили мемориал павшим воинам-героям. Вид оттуда очень красивый.
Чёртово городище
Портомойня и роскошный вид, открывающийся с площадки у Вечного огня, сгладили тягостное впечатление, оставшееся после посещения мемориала Марины Цветаевой. Дальше мы направились в Чёртово городище. Ничего загадочного там нет кроме легенд, с которыми связано его происхождением. Во всяком случае, я ожидал чего-то большего.А вот вид там открывается просто фантастический. Я сделал несколько панорам, но сейчас в поездке не могу их собрать с должной тщательностью. Опубликую их, когда вернусь за домашний компьютер. Когда смотришь на эту красоту, совершенно не хочется вспоминать о загадочном и непостижимом.
Башня, говорят, обладает особым свойством – она исполняет желания. Только как всегда, с ограничением. Желания, связанные с материальными вещами, она не воспринимает. Думаю, всё дело в том, что желание должно быть истинным. А деньги сами по себе, как правило, не цель, а средство её достижения. И получается, что загадывает очередной турист “денег побольше”, а на самом-то деле хочется ему путешествовать по миру или кофейню открыть с самым вкусным кофе. А башня чувствует это и прямо как Станиславский, заявляет “не верю” – и всё… Уходит бедолага несолоно хлебавши.
В общем, приложились мы к древней кладке башни двумя руками и загадали свои желания. Теперь осталось ждать их исполнения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.