Кто из родителей не рассказывал своим детям сказки на ночь? Наверное, хотя бы раз это случалось с каждым. Мои мальчишки с радостью слушают разные истории. Иногда это пересказ известных сказок, временами же сочиняются совершенно оригинальные сюжеты. Вот одна из таких сказок, которую я, наконец, собрался записать. Разумеется, письменный текст отличается от устного пересказа, но тем лучше, ведь вместо одной истории мы получаем сразу две:)
В этот день Саша играл на горке во дворе. Точнее сказать, это была не просто горка, а целое сооружение с лестницами, веревочными мостами, кольцами, эстакадами и переходами. Саше очень нравилось взбираться на самую верхнюю площадку башенки и спускаться оттуда по шесту, воображая себя матросом пиратского корабля. Или спасателем, пожарным. В общем, каким-нибудь героем, для которого совершать подвиги каждый день - обычное дело. Саше нравилось ощущать под ладонями нагретый металл горки и слушать, как его шаги превращаются в гулкие удары, словно где-то рядом звонит колокол.
В свои шесть с половиной лет Саша был смелым и ловким мальчиком. Хотя он не был слишком рослым, постоянные упражнения на спортивном комплексе дома сделали его сильным и выносливым. У него были светлые волосы и голубые глаза, притягивающие взгляд необычным рисунком. Саша был очень добрым. Ему всегда было жалко, когда в фильмах с кем-то происходило что-нибудь, когда кому-то было плохо или больно. Однажды мама порезала палец, и Саша так расстроился, что даже заплакал. Это было трудно объяснить, но чужую боль, обиду и страх он ощущал очень остро. Словно они были его собственными. У него всегда находились нужные слова для того, чтобы облегчить страдания других, а его руки папа называл волшебными, потому что их прикосновения снимали боль лучше любой таблетки.
У Саши не было врагов. Иногда он соперничал с другими ребятами из-за лучшего места за столом, из-за игрушки в детском саду или еще из-за чего-нибудь. Но это соперничество никогда не превращалось во вражду. Саша просто не понимал, зачем некоторые дети, оказавшись на вторых ролях, раз за разом стремились насолить победителю, спрятать одежду, испортить любимую игрушку, сломать постройку из конструктора или наговорить на него воспитателю какую-нибудь неправду. У самого Саши проигрыш в игре после естественной обиды вызывал лишь азарт, желание в следующий раз научиться и сделать лучше. Потому что ему неинтересно было выигрывать у тех, кто явно слабее.
В очередной раз спустившись по шесту на землю, Саша услышал негромкий звук, напоминавший плач. Звук был наполнен болью, и Саша завертел головой в поисках его источника. Неподалеку от горки стояла трансформаторная будка, рядом с которой ушлые жильцы поставили несколько металлических гаражей. Между гаражей была щель, в которую можно было легко пройти, закрытая с противоположной стороны досками. Получалось что-то типа шалаша. Мальчишки часто играли там. Именно оттуда и доносился то ли плач, то ли крик. Саша бросился к гаражам. Подбежав ближе, он увидел мальчика в полосатой рубашке и синих трико с лампасами, который стоял в щели между гаражами с палкой в руках. Этой палкой он тыкал маленького полосатого котенка, зажавшегося в угол между досками и гаражом. Мальчик раскраснелся, ему явно нравилось причинять страдания несчастному животному. Котенок ощетинивался и пытался шипеть, но каждый тычок палкой превращал шипение в жалобный плач.
- Что ты делаешь? - крикнул Саша. - Зачем ты его мучаешь? Он же маленький!
- Уйди, малявка, не твое дело! Хочу и мучаю, будешь лезть, и тебе достанется! - В голосе мальчика слышались угрожающие нотки. Он снова ткнул котенка, раздался пронзительный крик.
Саша вздрогнул от боли, словно это его ткнул жестокий мальчишка. Вместе с болью пришла решимость.
- Прекрати немедленно! Отпусти его! - голос Саши зазвенел на весь двор.
- Я же тебе сказал, чтобы ты шел отсюда! Сейчас я тебе врежу! - Он размахнулся палкой, но ударить Сашу ему помешала крыша гаража. От второго удара Саша увернулся. Мучитель был довольно упитанный и потому неуклюжий. Третий удар задел его по ноге, стало неожиданно больно.
- Ты что это делаешь? - Мужчина, проходивший мимо с буханкой хлеба в руках не остался равнодушным к неравному сражению. Мальчик с палкой был на голову выше худенького Саши. Он замер, быстро стрельнул глазами по сторонам, и бросился бежать, смяв небольшую клумбу с ярко-оранжевыми цветами. Отбежав немного, он остановился, крикнул Саше: «Я тебя еще встречу!», и неуклюже переваливаясь, побежал дальше, скрывшись между домов. Мужчина, прервавший сражение, молча пошел своей дорогой, а Саша заглянул в шалаш. Котенок, по-прежнему ощетинившийся, все еще был там. Он тяжело дышал и тихонько попискивал. Мордочка у него была в крови. Саша почувствовал жжение на ноге, где его задел палкой сбежавший мучитель. Опустив глаза, он увидел струйку крови, стекавшую вниз от глубокой царапины. Видимо, палка была с гвоздем. Крови было много, она пропитала носок, испачкан был даже ремешок сандалия. «Мама будет ругаться»,- подумал Саша и посмотрел на котенка. Котенок тоже посмотрел на Сашу. В его зеленых глазах была боль и тревога. Саша улыбнулся котенку и протянул руку, чтобы погладить. Котенок выгнулся дугой и зашипел.
- Ну что ты, маленький,- ласково произнес Саша. - Я не сделаю тебе ничего плохого.
Котенок повел ушами и взглянул на Сашу. Он немного успокоился и перестал шипеть. Саша снова протянул ладошку к малышу и осторожно погладил взъерошенную шерстку.
Саше всегда нравилось все живое. Когда он был совсем маленьким, ему казалось, что он слышит, как цветы на подоконнике просят пить. Каждый раз он поливал их из бутылки с отстоянной водой, и цветы благодарили его тихим шепотом, быстро росли и почти постоянно цвели. А на его день рождения словно по заказу расцвели все одновременно. Собаки на улице, услышав его голос, оставляли свои собачьи дела и приветствовали Сашу вилянием хвоста. Ну а кошки всегда норовили потереться о его ногу и приласкаться. Однажды, когда он гулял с мамой в парке, ему на плечо уселся скворец, прощелкал что-то на ухо и улетел, чуть задев крылом по волосам. Родители шутили, что когда он вырастет, научится говорить на языке животных и будет работать укротителем в цирке. А Саше не хотелось быть укротителем. Потому что укрощают врагов, а он всегда хотел дружить с животными, он относился к ним также тепло, как к близким людям. И животные отвечали ему тем же.
«Что же мне с тобой делать?» - подумал Саша, глядя на котенка. Котенок тихонько лизнул его шершавым язычком и принялся умывать испачканную мордочку. Затем, словно прочитав мысли мальчика, посмотрел на Сашу и медленно двинулся прочь из щели между гаражами. Выйдя наружу, он остановился и оглянулся на мальчика, с удивлением наблюдавшего за действиями зверька. Затем он прошел еще несколько шагов и снова оглянулся. «Да ты зовешь меня за собой!» - пробормотал Саша и двинулся вслед за котенком, уверенно шагавшим в направлении сашиного подъезда. «Куда же ты меня ведешь?» - спросил мальчик у котенка, когда они подошли к самому подъезду. Котенок вскарабкался на рябину, росшую у подъезда, по ветке прошел ближе к дому, и запрыгнул на подоконник квартиры на первом этаже. Форточка в верхней части окна была приоткрыта, котенок по решетке вскарабкался к форточке, и уселся, глядя на Сашу. Саше показалось, что он услышал тихое «спасибо», а потом котенок спрыгнул в квартиру.
Дома Саша спросил у мамы, кто живет в квартире на первом этаже.
- А почему ты об этом спрашиваешь? - удивилась мама, уже заметившая засохшую кровь на ноге. - Ты мне лучше скажи, где ты лазил и почему у тебя нога в крови?
- Мам, а у них есть кошка или котенок?
- У кого у них? - в голосе мамы послышались сердитые нотки. - Хозяева купили новую квартиру, а эту никак не могут продать. Вот и стоит она пустая, и никто там не живет. А ты о каких-то кошках еще спрашиваешь. Где ногу оцарапал?
- Мам, да я и не заметил, где. Наверное, когда с дерева слазил, зацепился.
- Сколько раз тебе говорить, чтобы не лазил по деревьям! Ты же все-таки человек, а не обезьяна!
- Мам, а по телевизору говорили, что люди произошли от обезьян. Может, я еще пока не совсем человек, а немножко обезьяна, вот мне и хочется по деревьям полазить?
- Чудо ты, а не обезьяна. Идем, я тебе царапину йодом намажу...
Глядя на ловкие руки мамы, промывавшей царапину, на пузырек с йодом, Саша снова задумался о необычном котенке. Что он там делает один в пустой квартире? Ведь там нет людей, а значит, его никто не кормит. А если кто-то захлопнет форточку, и тогда котенок не сможет выйти наружу и умрет от голода... Нет, надо обязательно попасть в эту квартиру!
- Ты что, заснул? - услышал он голос мамы. - Ты есть будешь?
Мысль о голодном котенке, запертом в пустой квартире, была совершенно невыносимой.
- Нет, мам, не хочу,- сказал он вслух из солидарности с котенком, хотя есть хотелось довольно ощутимо.
-Ты когда-нибудь хочешь есть? Мне иногда кажется, что ты святым духом питаешься.
- Мам, ну просто сейчас не хочу. Я пойду поиграю.
Сидя за любимым конструктором, Саша теребил в руках детали и думал о котенке, снова переживая разговор с жестоким мальчишкой и радость спасения.
Наступил вечер. Ложась в постель, Саша попросил маму посидеть с ним. Ему часто снились страшные сны, и поэтому он боялся засыпать в одиночестве. Но сегодня подушка была такой мягкой и удобной, а одеяло легким и пушистым, что Саша даже не заметил, как заснул. И сон ему снился приятный и интересный. Он строил замки из песка на морском берегу, рядом были мама и папа, веселые и загорелые. Никто никуда не торопился, они вместе построили целую систему зданий, крепостную стену и ров с водой вокруг нее. А потом они гуляли по парку, ели вкусный шашлык в каком-то кафе, и Саше купили мороженое, оказавшееся таким вкусным... Саша проснулся и понял, что ему хочется есть.
После завтрака он вышел погулять. В кармане у него была завернутая в салфетку тефтелька, которой он собирался накормить котенка. Выйдя из подъезда, он остановился и посмотрел на окно первого этажа с приоткрытой форточкой, за которым накануне скрылся котенок. И радость наполнила его - тот сидел в форточке и смотрел на Сашу. «Привет!»,- услышал Саша прямо в голове. «Как спалось?» В это было трудно поверить, но котенок действительно разговаривал с ним.
- Привет. Это ты? Это правда ты со мной разговариваешь? А как ты так делаешь? - пробормотал изумленный Саша.
- Да, это я. - Голос в голове был веселый, словно котенок улыбался. - Не говори, а думай, как будто отвечаешь мне, а то люди вокруг не поймут, с кем это ты разговариваешь.
- Ладно. - Саше был немного непривычно разговаривать в голове. Словно ты разговариваешь со своим же внутренним голосом.
- Спасибо, что спас меня от этого живодера. Он уже не первый раз мучает меня. Он нехороший. Ему очень нравится причинять боль и страдания. А еще он очень хитрый и злой. Его зовут Пашка, он живет в соседнем дворе.
- Откуда ты все это знаешь? И где научился так разговаривать?
- Я родился в соседнем дворе. И мне кажется, всегда понимал, о чем говорят и думают люди. Я пытался со многими разговаривать, но большинство были заняты только собой и не слышали меня. Ты первый, с кем мне удалось поговорить. Я уж думал, что меня никто никогда не услышит.
- А почему этот Пашка тебя мучает? Что плохого ты ему сделал?
- Да ничего. Просто он боится связываться со взрослыми кошками или собаками, а тут я ему на глаза попался.
- Ты, наверное, хочешь есть? Я принес тебе тефтельку. Вкусную, мама готовила.
- Спасибо! - Котенок спрыгнул на подоконник, с подоконника на землю, подошел к Саше и потерся о его ногу.
Саша развернул салфетку и протянул тефтельку на ладони котенку. Котенок принялся аккуратно есть, откусывая маленькие кусочки. Закончив, он сел и принялся умываться, поглядывая на Сашу.
- А почему ты живешь в этой квартире? - спросил мальчик. - Ты не боишься, что кто-нибудь захлопнет форточку, и ты не сможешь оттуда выйти? Вот этот Пашка, например, проследит за тобой...
Котенок улыбнулся. Точнее, Саша почувствовал его улыбку прямо внутри своей головы.
- Нет, не боюсь. В квартире есть лестница в подвал, хозяева сделали. А уж из подвала я могу выбраться куда угодно. ПРИГНИСЬ!
Саша послушно пригнулся, и над головой у него пролетел обломок кирпича, с шумом врезался в железную дверь подъезда.
- Бежим! За угол! Быстро!
Саша побежал вслед за котенком. Заворачивая за угол, он успел заметить неуклюжую фигуру злого Пашки. «А куда мы бежим?»,- пронеслось у него в голове. «За домом стоит будка, нужно обежать ее, там дверь, ее можно запереть изнутри»,- услышал он ответ.
Следом за котенком он забежал за будку, дернул ржавую ручку и они влетели внутрь. «Засов. Закрой засов». Саша закрыл тяжелый засов и с облегчением выдохнул. Потом выглянул в щель в двери, через которую в темноту помещения проникал узкий лучик света. Пашка, пыхтя и отдуваясь, протопал мимо.
Саша оглядел каморку, в которой они оказались. Стены были кирпичные, грубо скрепленные цементным раствором. На стене прибита вешалка с тремя крючками, слева от входа стояла деревянная скамейка, перепачканная разной краской. Ржавое ведро в углу с оберткой от «Сникерса» завершало пыльное зрелище с немного затхлым запахом.
- Что это за каморка?
- Здесь электрики переодеваются, когда работать приходят.
- И откуда ты все знаешь? Я рядом живу, и ни про дверь эту, ни про электриков ничего не знал.
- Это потому что ты дома с мамой и папой живешь, а я на улице. Вот и приходится все замечать.
Саша присел на чистый край скамейки. Во время своих игр в пиратов он представлял, как его захватывают в плен королевские гвардейцы, иногда одного, иногда с товарищем. Они придумывали разные планы побега, и было что-то захватывающее в том, как они в конце концов освобождались. Всякий раз добро, как и положено, побеждало зло, наступало торжество справедливости. А что сделать сейчас для наступления этой самой справедливости, Саша до конца не представлял.
- Как тебе сегодня спалось? - вывел Сашу из задумчивости вопрос котенка.
- Хорошо. А почему ты спрашиваешь?
- Тебе снилось что-нибудь?
- Да. Море, солнце, пляж. Хороший сон, прямо как кино, только я там тоже был. Я еще удивился. Обычно мне страшные сны снятся, и поэтому я боюсь засыпать.
- Значит, это правда.
- Что правда? - не понял Саша
- Что я могу посылать людям сны, хорошие или плохие, добрые или злые. Моя мама мне говорила об этом.
- Твоя мама? Она что тоже... - Саша хотел сказать, «странная кошка», потом решил исправиться, а потом понял, что котенок все равно слышит все его мысли и, совсем смутившись, замолчал.
- Ну да, странная, необычная, волшебная, если хочешь.
- Да ладно тебе, волшебство, сказки... Ты что, меня за совсем маленького держишь?
- А ты знаешь, чем дети отличаются от взрослых?
- Ну, взрослые, они все знают и умеют... - Саша замялся, он никогда об этом не задумывался, и вопрос котенка поставил его в тупик.
- Они только думают, что знают и умеют всё-всё. И поэтому не замечают того, что видит каждый ребенок. Поэтому им кажется, что ребенок фантазирует, когда он просто рассказывает о том, что видит.
- Ну ладно, если ты умеешь посылать плохие сны, то отправь их этому злому Пашке, чтобы он никого не мучил.
- Да, надо попробовать. Вдруг поможет. - Котенок помолчал, а потом сделал несколько шагов к двери. - Пойдем, он ушел.
Саша посмотрел в щель в двери. Пашки видно не было. Он открыл засов, отряхнул пальцы от ржавчины и толкнул дверь. После затхлого воздуха каморки обычный городской воздух показался свежим и ароматным. В стороне гуляла девушка с рыжевато-черной кудрявой собакой. «Эрдельтерьер»,- автоматически подумал Саша. Пес радостно скакал, не обращая никакого внимания на мальчика и котенка.
- Сааааашааааа! - Голос мамы было слышно на весь двор. - Домой!
- Меня зовут,- мысленно сказал Саша котенку.
- Да, тебя зовут. Иди. А я подумаю о Пашке...
***
Вечером Саша с родителями уехал на турбазу. Лес, пляж, новые друзья - время летело незаметно, и только перед сном, он вспоминал о волшебном котенке. До знакомства с ним он боялся ложиться спать, а сейчас засыпал мгновенно, с восторгом ожидая яркого и красивого сновидения. Иногда один сон продолжал какой-то из предыдущих. Саша даже почти перестал смотреть телевизор. И даже фильмы на большом экране не могли сравниться по интенсивности ощущений с тем, что он переживал во сне. А еще на турбазе сбылась его мечта - он научился плавать.
По возвращению в город его поджидал сюрприз. Окна квартиры на первом этаже были раскрыты, внутри перемещались люди в строительных спецовках, доносился звук дрели и немного пахло краской.
- О, кажется, квартиру кто-то купил,- сказала мама папе.
«А как же котенок?» - с тревогой подумал Саша. Ему послышалось тихое мяуканье, он повертел головой по сторонам, но так ничего и не увидел.
Каждый день, выходя на прогулку, он пытался найти котенка, заглядывал в самые укромные уголки двора, мысленно звал его. Котенок не откликался. Только яркие краски ночных сновидений напоминали Саше о необычной встрече.
Однажды за ужином мама взволнованно заговорила.
- Соседка сегодня рассказала историю. В соседнем дворе жил мальчик, да ты его наверняка видел, пухлый такой, краснощекий в полосатой майке все ходил. Так вот на прошлой неделе его положили в больницу. Что-то с ним случилось, что он стал бояться спать. Говорил, что во сне к нему приходят кошки и цапапают его всего. Самое странное, что царапины у него появлялись на самом деле. Родители сначала думали, что он на улице с кошками играется, и они его задевают. Но потом заметили, что утром он просыпается со свежими царапинами. Решили, что он сам во сне себя цепляет, ногти ему подстригли, не помогло. Надели на руки варежки, и ты представляешь, утром они все равно появились. Все лицо, грудь, спина исполосованы тонкими такими глубокими царапинами, как от кошачьих когтей. Его расспросить пытаются, а он аж заикаться от страха начал. Кошки, говорит, с человека ростом, полосатые с огромными светящимися глазами окружают его, садятся и начинают по очереди его царапать. Он бегает между ними, пытается выбраться из круга, кричит, а никто его не слышит. Вокруг темнота, только он и кошки... Водили его к врачу-гипнотизеру, тот пытался его заставить забыть об этих снах, но ничего не получилось. Говорят, теперь его будут электросном лечить.
Саша слушал рассказ мамы, затаив дыхание. Он представил исцарапанное лицо Пашки, и ему стало немного жаль жестокого мальчишки. А потом перед глазами возникла окровавленная мордочка котенка, и жалость ушла. «Может, теперь он перестанет мучить маленьких»,- подумал он.
Ночью ему приснился полосатый котенок. На шее у него был повязан красивый бантик из красной ленты с золотой каймой. Он посмотрел на Сашу, совершенно по-человечески помахал ему лапкой, подмигнул, повернулся и двинулся прочь. Саша пытался пойти за ним, но какая-то мягкая сила удержала его. «Спасибо тебе за все, Саша! Мы еще встретимся. До свидания!». Силуэт котенка медленно таял в тумане, а Саша смотрел ему вслед. «До свидания! Приходи, я буду тебя ждать!»
az
12.2011-01.2012
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.